Дмитрий Нестеренко: «Пресс-служба — это определенного рода тыл команды»
Околофутбольная общественность является главным потребителем информации, связанной с жизнью футбольного клуба, его личностями и, в целом, со всем, что касается любимой команды. Но за кадром остаются те, кто, собственно, снабжает болельщиков шансом отодвинуть завесу и дать возможность быть ближе к своим любимцам. Речь, конечно же, идет о работниках клубных пресс-служб.
Из них в Казахстане самая насыщенная и интересная жизнь за последние несколько сезонов, пожалуй, у медиа-офицера ФК «Астана» Дмитрия Нестеренко. Почему? Пусть расскажет об этом в интервью республиканскому интернет-порталу Sports.kz сам.
О себе
— Дмитрий, Вы — человек, безусловно, творческий, интересный и любящий свое дело. А каким являетесь в обычной жизни?
— Наверное, лучше спросить у моих родных и близких. Но, все же, надеюсь, что мое окружение обо мне хорошего мнения (смеется). Думаю, что в работе и в обычной жизни я одинаковый, — ну, разве что, в жизни — более эмоциональный, несдержанный.
— Какие у Вас есть увлечения помимо футбола?
— Помимо футбола, который занимает большую часть моей осознанной жизни, — где-то в связи с работой, где-то просто в связи с огромной любовью к этому виду спорта, — у меня есть семья. Это моя жена Анастасия и мои дети — Ульяна пяти лет и Матвей, которому один год. Они забирают у меня остальное время моей жизни, чему я, бесспорно, рад. Ну, а если говорить о хобби, то я коллекционирую шарфы футбольных клубов и сборных — стараюсь с каждого выезда их привозить. Но если раньше это по-настоящему было моим большим увлечением — я старался меняться, заказывать друзьям и знакомым, то сейчас это уже так, дань традиции: если везти что-то на память, то шарф. В данный момент в моей коллекции около 160-170 разных шарфов.
— Как случилось, что, имея образование, связанное с точными науками, Вы оказались в медийной сфере, в самой гуще футбольных событий страны?
— Это воля случая, в какой-то мере — судьба. Футбол всегда присутствовал в моей жизни. С детства моей главной игрушкой был мяч. Сутками напролет мы гоняли его во дворе, чуть позже начал заниматься в ДЮСШ, поэтому любовь к футболу стала моим путеводителем в жизни. Моя, так скажем, футбольная журналистика началась с блогов в интернете, где я писал о казахстанском футболе, за которым активно следил. Когда это из просто шутки превратилось в то, что мне действительно нравится, моя будущая жена, которая на тот момент была лишь подругой, посоветовала отправить ссылки на статьи в казахстанские СМИ. Я решил: а почему бы и нет?! И отправил их в популярные на тот момент СМИ «Проспорт», «Спорт Ревю», «Инфо-Цесс», а также в пресс-службу ФК «Женис» — клуба, за который болел с детства. Единственным, кто мне ответил, был женисовский пресс-атташе Жамал Тангиев, который и открыл мне дорогу в журналистику и пресс-службу. Сначала мне доверялось писать отчеты о матчах дублирующего состава клуба на общественных началах, затем давал послематчевые интервью на сайт и в журнал «Астана Спорт», где главным редактором также был Тангиев. Когда Жамал сконцентрировался на работе в новосозданном клубе «Локомотив», я стал главным редактором журнала, который выпускался Управлением спорта города. Ну, а в 2010 году в «Локомотиве» возникла вакансия пиар-менеджера. Должностные обязанности включали в себя работу с рекламой и болельщиками. Туда Жамал и порекомендовал меня президенту клуба. С этого периода началась моя официальная работа в столичном ФК. А когда чуть позже Тангиев уехал жить в Россию, меня поставили на должность пресс-атташе. Вот так я и стал сотрудником пресс-службы столичного клуба. С одной стороны, довольно простая история, а с другой — стечение определенных факторов, наверное, даже судьба, которой я благодарен за любимое дело. Футболистом я не стал, — был обделен талантом, но в итоге работаю в футболе и, надеюсь, приношу определенную пользу.
— В работе медиа-офицера нет четкого рабочего графика — он может сжиматься и расширяться в зависимости от объема работы. А как Ваша семья переживает частые командировки, занятые вечера и выходные?
— Честно, — жена ревностно относится к моей работе, требуя больше внимания к семье. Но я привык работать в таком ритме, так как уже 8 лет в пресс-службе — и по-другому не умею. Плюс последние три года работаю комментатором на телеканале «Qazsport», что тоже забирает определенную часть времени. Поэтому семье приходится смириться, любить папу и скучать с удвоенной силой.
— Для Вас ФК «Астана» — только любимая работа, или Вы искренне болеете, принимая успехи и неудачи, которых, к счастью, меньше, близко к сердцу?
— Конечно, ФК «Астана» для меня — это больше, чем работа. Во-первых, это клуб моего родного города, вместе с которым развивался и я. Во-вторых, это клуб, который дал мне шанс заниматься любимым делом. Клуб, который верит в меня, а я, в свою очередь, стараюсь постоянно развиваться, чтобы соответствовать тому уровню, который, к счастью, у него есть.
— За какой клуб болеете кроме «Астаны»?
— Ни за какой. По большому счету, и нет много времени следить за выступлениями каких-либо других клубов, кроме «Астаны». Раньше мне нравился «Манчестер Юнайтед», в котором блистали Гиггз, Бекхэм, Батт, братья Невиллы, чуть позже — ЦСКА эпохи Валерия Газзаева, когда «армейцы» выиграли Кубок УЕФА. Сейчас продолжаю следить за этими двумя командами, можно сказать, что переживаю за них. Но чаще всего мое переживание заканчивается на новостях в спортивной ленте и результатах матчей — и не более того.
О второй семье — ФК «Астана»
— В прошлом сезоне пресс-служба ФК «Астана» была названа лучшей. Наверное, признание коллег — самая большая похвала. Было ли это неожиданным для Вас?
— Любой человек, в принципе, по своей природе в разной степени тщеславен. Я же себя считаю еще и амбициозным, поэтому для меня любая похвала за действия, а не просто лесть, очень важна и очень меня мотивирует. Сказать, что признание нашей пресс-службы было ожидаемым, я не могу, так как во многих клубах работают талантливые ребята. Они, как и я, полностью отдаются работе и ведут борьбу за медиа-пространство. Тем не менее лично для меня признание именно коллег очень важно! По воле службы мы все равно следим за работой друг друга, и если коллеги посчитали, что пресс-служба «Астаны» заслужила такой похвалы, значит, действительно, что-то мы делаем правильно. В этом огромная заслуга всего клуба: и руководства, которое нам доверяет, и моего коллеги Аскара Хамиденова, который отрабатывает очень важный пласт работы — подготовку контента на государственном языке, и, конечно, двух операторов, которые в пресс-службе не числятся, потому что закреплены за командой, но, тем не менее, по мере возможности нам помогают. Ну, и, если честно, очень здоровая идея возникла у пресс-службы ПФЛК, которая ввела момент соревнования, рейтинг пресс-служб, — это очень подстегивает в работе.
— Какой матч был первым для Вас в качестве медиа-офицера, и было ли страшно, сложно начинать эту работу?
— Мой первый матч в качестве уже официально оформленного сотрудника клуба состоялся в сезоне 2010 года. Если я не ошибаюсь, то была игра «Астана» — «Окжетпес». У нас главным тренером был немец Хольгер Фах, у кокшетауцев — тандем Клишин/Шатских. Насчет страха — наверное, нет. Я видел эту работу раньше, но немного с другой стороны. Когда же окунулся со стороны клуба, то появились свои нюансы. Чтобы была понятна разница между прессой и пресс-службой, расскажу одну историю. Не помню, что за матч был, но тогда за «Локомотив» выступал Жамбыл Кукеев, который пошел бить пенальти, хотя Фах показывал делать это другому игроку. Ну, и чтобы пресс-конференция после матча была более интересной, я и задал вопрос об этой ситуации. После пресс-конференции мне не «напихал» лишь ленивый. Все, от администратора команды до переводчика главного тренера, посчитали своим долгом напомнить мне, что я — сотрудник пресс-службы, и не должен задавать подобные вопросы главному тренеру, тем самым акцентируя внимание на пусть и небольших, но существующих проблемах в команде. Я усвоил урок и в данный момент считаю, что представителям пресс-служб вообще некорректно задавать вопросы на пресс-конференциях, так как они являются представителями клубов, — ну, или Федераций, если речь идет о пресс-конференция сборных. Хотя иногда необходимо это делать, чтобы создать определенный фон выступления тренеров.
— Вы действовали по обстоятельствам, использовали определенный алгоритм, который достался от предшественника, или коллеги посоветовали?
— Конечно, был алгоритм, потому что я видел почти всю работу, которую делал мой предшественник Жамал Тангиев. Он и после того, как уехал в Россию, долгое время меня консультировал. Поэтому мне, конечно, было легче включиться в работу. Плюс Жамал задал очень высокий уровень работы, и мне необходимо было соответствовать этому уровню, ведь сравнений было не избежать.
— Есть ли у медиакоманды ФК «Астана» свои фирменные шуточки?
— Без шуток сложно в наше время прожить, но так, чтобы прям фирменные, — нет. Чаще всего большая часть нашей работы — экспромт, то есть, исходя из ситуации, принимается решение и придумываются шуточки или «фишки».
— Какая атмосфера царит в коллективе в обычный будний день, а какая в так называемый «match day»?
— Если говорить о клубе, то так сложилось, что в коллективе, в основном, собрались сотрудники примерно одного возраста. Понятно, что кто-то старше, кто-то младше, — но взгляды на жизнь и на клуб совпадают. Я считаю, что в этом большая заслуга руководства клуба. Поэтому атмосфера всегда дружелюбная. Конечно, бывают обиды в игровые дни, когда идет цейтнот, — особенно в еврокубках, и закипают нервы, но все понимают, что это рабочие моменты, и быстро успокаиваются.
— Если бы не «Астана» — то что тогда?
— Это сложный вопрос. На данный момент в моей жизни есть «Астана», и я люблю родной клуб. И, положа руку на сердце, «Астана» для меня — больше, чем клуб и просто работа, поэтому повторения ситуации, когда приходилось искать что-то взамен, не очень хочется.
— Бывает ли у Вас творческий кризис?
— Смотря что считать кризисом. Если ситуацию, когда ничего не хочется делать и вообще работать, — то такого не бывает. А если пишешь, а релиз не пишется, то такое случается. Где-то не хватает эмоций, где-то физических сил себя заставить писать отчет — особенно после ночных матчей еврокубков. Но есть обязательства, в первую очередь, — перед болельщиками, поэтому берешь и пишешь: может, не так интересно, без «искринки», но главная задача, донести информацию до читателя, выполняется.
О чемпионате Казахстана
— В каком городе Казахстана работать было наиболее комфортно? В каком — наименее?
— К сожалению, в большинстве городов Казахстана так называемые пресс-ложи или конференц-залы не предусмотрены. Но я бы не сказал, что это вызывает дискомфорт. Да и, честно говоря, я больше люблю активно работать на стадионе, нежели сидеть в офисе. Из самых некомфортных по условиям за последнее время, пожалуй, назову матч Премьер-Лиги в Кокшетау и Кубка Казахстана в Павлодаре в сезоне 2016 года. Было очень холодно, вокруг лежал снег, но приходилось фотографировать и еще кое-как отправлять эти фотографии, потому что, в Кокшетау, например, поединок был чемпионским, а значит, снимки с этого матча нужны были сразу. Обратно мы ехали на «бусике», и все, что удалось запечатлеть, приходилось обрабатывать на трассе, — с учетом того, что сильно замерзли. Но в этом вина не клубов или стадионов, а погоды.
— Происходили ли на Ваших глазах буквально преодоления себя игроками, что вызывало большое уважение, или все проходило гладко и легко?
— На мой взгляд, каждая победа — это преодоление себя футболистами. А когда победа еще и волевая, то это вдвойне преодоление. Но самое мощное, что может быть, — проявление характера в матчах еврокубков, когда на команду не ставят, когда против трибуны, соперник, поле и даже климат, но команда выходит и выигрывает. Так было в этом сезоне в матчах с «Маккаби» и «Славией». Плюс сюда добавлю матч против «Легии» в Варшаве, когда соперник атаковал большую часть матча, но наша команда выстояла и вышла в групповой этап.
— Кто Ваш фаворит в составе «Астаны»?
— Мой фаворит — вся команда. Трудно выделить кого-то одного, но, конечно, больше переживаю за тех, кто давно в клубе, и местных, казахстанских и астанинских, игроков, — они в любом случае ближе, роднее.
— Кого бы Вы хотели видеть у себя в команде?
— Комплектование команды — прерогатива руководства. Что касается каких-то звезд уровня Роналду или Месси, то считаю, что они нужнее «Реалу» и «Барселоне» (смеется).
— Расскажете о вкусе победы? Что такое быть чемпионом страны?
— Пусть медиаслужба и не выходит на поле и не добивается этой победы, но, как как мы часть клуба, после победных матчей эмоционально намного легче работать, да и инфоповодов больше. Что касается чемпионства, то, конечно, эмоции от еврокубков и победы в чемпионате очень яркие, положительные. Хотя есть работа, которую нужно выполнять сразу после матча, поэтому времени на выражение эмоций особо нет. Зато есть удовлетворение, когда после больших побед увеличивается количество просмотров на сайте, подписчиков в социальных сетях клуба и так далее.
— Считаете ли Вы, что в этих победах есть и Ваша заслуга?
— Это сложный вопрос. Конечно, офис клуба, к которому относится и пресс-служба, — это определенного рода тыл команды. Тем не менее, нужно понимать, что без команды не был бы нужен и офис, какими бы мы хорошими работниками ни были. Поэтому в победах заслуга, в первую очередь, тренерского штаба, игроков и, конечно, клубного руководства, которое комплектует и мотивирует коллектив.
О Европе
— Вы побывали во многих городах Европы, участвуя вместе с командой в элитных еврокубковых турнирах. В каком регионе Вам было интереснее побывать, и как работается по ту сторону «окна»?
— Если говорить об интересе, то у нас в Европе очень сжатый график, и не все удается посмотреть, но из того, что видел, меня впечатлила Прага — своей архитектурой, а если добавить сюда выход в 1/16 финала, то и вовсе эмоции и воспоминания от столицы Чехии самые приятные. Что касается работы, то, конечно, на матчах еврокубков в Казахстане или Европе создаются абсолютно другие условия для прессы, в чем огромная заслуга УЕФА, которая регламентирующими документами заставляет клубы это делать.
— Чему могут научить иностранные коллеги, а чему можете научить их Вы?
— Сравнивая работу, нужно понимать разницу в подходе и в сути пресс-служб в Казахстане и Европе. Если там журналисты заинтересованы в медиа-офицере как в доступе к информации из клуба, доступе к интервью и так далее, то у нас, к сожалению, почти все наоборот. В Казахстане пресс-службы заинтересованы в журналистах, чтобы было больше источников информации, — здесь мы буквально бегаем за сайтами, чтобы они дали интервью игрока или тренера. Во многом это обусловлено разницей в уровне пресс-служб и самой прессы у нас и в Европе, но, что приятно, — мы в этом плане растем, может, не так, как хотелось бы, но все же продвигаемся вперед, появляются новые спортивные сайты, новые имена в спортивной журналистике. Это очень хорошо для развития футбола в стране, потому как чем больше информации — тем больше интереса, а чем больше интереса — тем лучше футбол.
— Что не понравилось за рубежом?
— Не понравилось? Часто в Европе пренебрежительно относятся к нашему футболу, клубу, считая нас мальчиками для битья. Это исходит от администрации клубов, простых болельщиков. Но, слава Богу, наша команда умеет расставлять все на свои места, своими победами принося славу стране! Как пример: в 2014 году израильский «Хапоэль» на свою пресс-конференцию в рамках квалификации Лиги Чемпионов УЕФА даже не предоставил переводчика, и мы слушали рассказы тренера на иврите. А когда играли в прошлом году против «Маккаби» (Тель-Авив), переводчиком был сотрудник службы безопасности стадиона, — то есть о качестве перевода речи быть не могло.
О будущем
— Не так давно начался новый сезон. Поделитесь планами.
— Если говорить в целом, то важно отработать 2018 год еще лучше, чем 2017-й! Возможно, в этом сезоне еще больше займемся социальной составляющей, а также освещением жизни дубля и Футбольного центра, которые достигают успеха в последние годы и заслужили внимания к себе.
— Повидав всю футбольную «кухню», узнав ее изнутри, хотели бы Вы, что бы Ваш сын стал футболистом?
— Сложный вопрос. Как человеку, который живет футболом, хотелось бы, чтобы сын разделял мое увлечение, хотя бы попытался стать футболистом. Но если ему футбол не будет по нраву, то я сильно не расстроюсь.
— Ваши пожелания читателям и болельщикам?
— Главное — здоровья всем и терпения! Наш футбол вовсе не идеален, в стране у нас принято критиковать футболистов за зарплату и неумение играть в футбол, но «Астана» доказала, что казахстанский футбол жив! Ну, а болельщикам хотелось бы пожелать побольше интересных матчей и пригласить их на все домашние матчи клуба на «Астана Арене»!
Мы желаем Дмитрию и футбольному клубу «Астана» дальнейших успехов. Пусть каждый из вас добивается больших и маленьких побед, несмотря ни на какие трудности.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
- Футбол10 января 2025 (18:53)«Идет невидимая работа». Топ-10 высказываний Станислава Черчесова в Казахстане4
- Футбол10 января 2025 (14:27)Вратарские перестановки и новые имена в КПЛ. Главные трансферы первой недели января
- Футбол9 января 2025 (23:14)Казахстанские футболисты прибавили в стоимости. Кто теперь дороже?
- Футбол5 января 2025 (18:08)От октагона до Лиги Чемпионов. Кто станет главной сенсацией из Казахстана в 2025 году?1
- 11 января, 2025
- 02:53ФутболСтала известна итоговая сумма трансфера узбекистанского футболиста в «Манчестер Сити»
- 02:44ФутболСогласован исторический трансфер футболиста из Узбекистана
- 01:09ФутболЛевандовски озвучил главную проблему «Барселоны»
- 00:50ФутболЭкс-игрок «Кайрата» выбрал Узбекистан
- 00:08Футбол«Реал» столкнулся с проблемами перед финалом с «Барселоной»
- 10 января, 2025
- 23:59ФутболЗащитник из КПЛ перешел в европейский клуб
- 23:15Футбол«Барселона» включилась в борьбу за звездного нападающего
- 23:04ФутболЭкс-легионер КПЛ переехал в Узбекистан и высказался о казахах
- 22:45ФутболИгрок сборной Казахстана отказал клубу КПЛ
- 22:42Футбол«Реал» — «Барселона». Дата, время и прямая трансляция финала Суперкубка Испании
Статистика
Опрос
Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?