Lifestyle

Готов ли в первый класс — что должен уметь будущий школьник в Казахстане

29 июля 2025, 10:46

Готов ли в первый класс — что должен уметь будущий школьник в  Казахстане

Пока взрослые и дети наслаждаются еще не отшумевшими летними дождями, грядущий День знаний уже ненавязчиво помахивает им первым звонком. Для некоторых — первым в жизни. Заручившись поддержкой учителя начальных классов, Zakon.kz подготовил «шпаргалку» для родителей, передает Sports.kz.

Навыки, которые необходимо усвоить перед «первый раз в первый класс», заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов Елена Филиппова разделила на группы. Пройдемся по ним.

О себе и мире

«К шести-семи годам у ребенка в голове уже должна сформироваться хоть какая-то картина мира», — предупреждает Елена Владимировна.

Речь идет об умении ориентироваться в таких понятиях, как:

— время — сезоны года, месяцы, дни недели, часы, минуты и секунды;

— флора и фауна — животные, птицы, их детеныши;

— цвета.

Не менее важна способность чада назвать свое полное имя, день рождения, домашний адрес и имена родителей.

Техника чтения

По словам собеседницы, семьи будущих «первашей» часто задаются вопросом, надо ли учить их читать перед тем, как усадить за парту и передать в заботливые руки педагогов. Ответ — да, хотя бы по слогам. Дело в том, что малышу будет банально легче усваивать программу, если он знает, что такое буквы, слоги, слова и предложения. Умеет различать гласные и согласные, составлять небольшие рассказы по набору картинок.

Азы математики

Считать, кстати, тоже лучше уметь — как минимум до 10-ти и обратно. Помимо этого, иметь представление о том, из чего эти самые числа до десятка складываются. То есть, к примеру, семь — это три и четыре, восемь — пять и три и т.д. Понимать значение слов «больше», «меньше», «равно», применять их на практике — допустим, легко разбираться, чего больше на картинке в учебнике — яблок или груш. Составлять задачки и устно решать их.

Не помешает знакомство с простыми геометрическими формами: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник.

«Но самое главное — так называемый графический диктант, рисование по клеточкам. Ребенок рисует определенную фигурку или узор по клеточкам. Начинает под диктовку, а продолжить должен сам. Графический диктант хорош в плане ориентирования на листе, в пространстве, понимания направлений — вправо, влево, вниз, вверх», — говорит учитель.

Логическое мышление

К его проявлениям специалист относит:

— разгадывание загадок;

— умение находить в ряду лишнее, добавлять недостающее, группировать предметы по признакам;

— понимание элементарных причинно-следственных связей;

— способность сочинять короткие истории — если не самостоятельно, то с помощью наводящих вопросов;

— навык концентрации на мелких деталях

— умение запоминать и анализировать увиденное, услышанное.

Перечисленные умения нередко компенсируют пробелы в других дисциплинах — склонный к размышлениям ученик быстро нагоняет сверстников.

Искусство письма

А вот его лучше осваивать непосредственно в школе. Потому что...

«Не всегда это правильно делается. Иногда постановка руки бывает неправильной, и дети мучаются во время усвоения навыка в школе. Уверенно просто должны держать ручку или карандаш, рисовать простые геометрические фигуры, линии, крючки, палочки, петельки. Учить писать и соединять между собой буквы не надо. Тем более везде разные методики, в школе будут прописи. Ребенок впоследствии будет переучиваться и, соответственно, бунтовать».

Коммуникации

Если есть что-то важнее базовых знаний-умений, так это опыт общения со сверстниками и старшими, ведь необходимость «грызть гранит наук» подразумевает бешеные темпы социализации, к которым излишне «домашние», стеснительные ребята могут оказаться не готовы. Впрочем, если ребенок не боится диалогов, умеет находить компромиссы и разрешать мелкие конфликты, чувствует, где следует уступить, а где отстаивать свое — он справится.

Здесь важно не ровнять всех под одну гребенку и понимать: каждая юная личность индивидуальна и развивается в своем темпе.

Мотивация

Однако самое главное — желание ребенка идти в школу.

«Если родитель слышит, что ребенок не хочет идти в школу, отказывается — у него сформирована неправильная мотивация. Он должен быть заинтересован самим процессом познания, возможностью завести друзей. Надо объяснить малышу, зачем ему идти в школу. Старайтесь не говорить о школьном образовании в отрицательном ключе, мол, уж там тебя приструнят. Школа должна восприниматься как второй дом. Если ребенок идет в школу с любопытством и желанием, он быстрее будет усваивать материал, а родители и учителя будут его только направлять. Если настроя нет, будь ребенок хоть семи пядей во лбу, он не сможет учиться и нормально коммуницировать», — подытожила Елена Филиппова.

С ней солидарные семейные психологи, так же напомнившие опекунам: мало снабдить школяра модным ранцем и новенькой формой.

Так, Меруерт Байтуменова выделила четыре основных аспекта, по которым можно оценить, «осилит» ли новоиспеченный школьник учебные будни:

— физиологический;

— интеллектуальный;

— эмоциональный;

— социальный.

Первый затрагивает состояние здоровья и физического развития.

Второй — про мышление, речь, внимание и память.

О достаточной эмоциональной зрелости скажет умение регулировать собственное поведение и понимать чувства других.

О социальной — способность взаимодействовать со сверстниками и посторонним старшим, то есть учителем.

В Казахстане определены сроки обучения и каникул для школьников 

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz
Больше новостей
Наверх