Какие запреты и поверья были в древности у казахов
23 июня 2025, 10:33

В духовно-культурном наследии казахов особое место занимают поверья и запреты. И это не просто запреты на словах, а проявление исконного национального воспитания и общественного порядка, передает передает Sports.kz со ссылкой на Kazinform.kz.
Истоки поверий и запретов лежат в далеком тюркском периоде. В те времена, когда не было научных знаний, люди все природные явления связывали со своими действиями, основываясь на практическом жизненном опыте. Эти установки, предостерегающие от плохого и призывающие к добру, были основой социального порядка и семейной культуры.
Например, были такие запреты как «нельзя стричь ногти ночью», «не висеть на дверном косяке», «не класть головной убор на землю», в которых был большой смысл. Как считают ученые, эти запреты приводили людей к порядку, аккуратности и добронравию.
Как полагает кандидат исторических наук, ассоциированный профессор Алия Бижанова, поверия и запреты имеют глубокие корни. Они происходят от таких понятий, как анимизм и тотемизм, возникших в эпохи неолита и бронзы, когда жизнедеятельность людей была тесно связана с природой.
Для наших предков эти поверия и запреты служили средством познания мира, регулирования своей деятельности, защиты природы и согласия со стихийными силами.
— Если говорить видах и значении запретов и поверий, то их можно рассматривать по нескольким направлениям. Есть поверия, имеющие воспитательное значение — они приучали молодежь к вежливости, порядку. Экологические запреты были направлены на защиту природы, водных источников, животного мира. Социальные поверья служили общественному согласию и взаимодействию. Магические поверья использовались для защиты от злых сил, для благополучия и спокойствия. Например, запрет на стрижку ногтей ночью возник с одной стороны — для безопасности, чтобы в темноте не пораниться, а с другой стороны — для защиты от духовных опасностей, связанных с темнотой. Не подпирать косяк — это требование уважения к дому, семье, вежливости. В понимании казахов женщина и мужчина были подобны двум сторонам дверного косяка. Подпирать его означало охлаждение отношений между мужем и женой. Также в прежние времена только человек, пришедший с плохой вестью, мог опираться на дверной косяк. Такой человек не входил в дом, не присаживался, — сказала А. Бижанова.
По ее словам, возникновению старых поверий и запретов способствовали несколько основных факторов. Например, мифологическое мировоззрение — картина мира, основанная на тенгриантстве, духовная связь человека, земли и неба.
Кочевой образ жизни требовал введения запретов и поверий для сохранения и регулирования общественных отношений. Они сформировались как один из путей сохранения безопасности от различных неизвестных и непонятных ситуаций.
— Хотя Ислам начал распространяться в казахской степи с VII–VIII веков, до сих пор вместе с религией сохраняются прежние анимистические, тотемные, шаманские поверья. Например, тенгрианство — клясться или высказывать пожелания, глядя на небо. Запреты, касающиеся огня и воды — «не наступать на огонь», «не плевать в воду» — происходят от веры в духов огня и воды. Признаки шаманизма — окуривание адыраспаном (гармала — перев.), оберегание от сглаза, изгнание духов — тоже часть системы поверий нашего народа, — говорит профессор.
Алия Бижанова также сообщила, что со временем некоторые поверья теряют свое значение.
— Например, представление, что «в дни айта нельзя есть мясо» осталось с доисламских времен", а в Исламе напротив есть предписание о забое жертвенных животных. Или запрет беременной женщине часто смотреть в зеркало — это не доказано современной медициной. В наше время развитие науки и технологий, преобладание городского образа жизни, глобализация хотя и не уничтожают, но меняют значение большей части поверий. И все же некоторые поверья все еще сохраняют свое значение с символической, культурной, психологической и воспитательной точек зрения. Казахские поверья — не пережитки старины, а важный источник, который должен изучаться этнопедагогикой и этнопсихологией. Ученые и этнографы должны изучать поверья, исследовать их с современных позиций и в понятном виде доносить до следующих поколений, — сказала А. Бижанова.
Ақсүйек, алтыбақан, тоғызқұмалақ, көкпар — что означают названия казахских игр
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram


Азату Максуму «вернули» победу над Тагиром Уланбековым в UFC

Наставник «Актобе» разнес судей после поражения от «Астаны»

Пенальти решил исход матча «Актобе» — «Астана» и лидерства в КПЛ

Александр Бублик взлетел в мировом рейтинге после сенсационного титула
- 23 июня, 2025
- 15:24Жизнь в Казахстане
Финансирование медицинской помощи детям в Казахстане выросло в два раза
- 12:40Жизнь в Казахстане
Казахстан накроют дожди и грозы
- 12:09Жизнь в Казахстане
Школьники из ВКО выращивают экзотические фрукты на занятиях
- 11:41Жизнь в Казахстане
ООН указала на проблемы с детским питанием в Казахстане
- 10:42Жизнь в Казахстане
Насколько эффективно видеонаблюдение в работе МВД Казахстана
- 10:22Жизнь в Казахстане
Искусственный интеллект подключат к раскрытию преступлений в Казахстане
- 10:09Жизнь в Казахстане
Почему государство РК не вмешивается в тарифы на такси и перевозки
- 22 июня, 2025
- 20:27Жизнь в Казахстане
Обновлены курсы валют в Казахстане — сколько стоят доллар и евро
- 21 июня, 2025
- 00:49Жизнь в Казахстане
Почему казахстанцы часто заваливают экзамены на права
- 20 июня, 2025
- 17:02Жизнь в Казахстане
В Казахстане вводят новые штрафы за превышение скорости
- 15:24Жизнь в Казахстане
Казахстанцы всё больше инвестируют в медицину — рост и причины увеличения
- 14:39Жизнь в Казахстане
Почему казахстанские женщины стареют раньше времени — мнение психолога
- 14:01Жизнь в Казахстане
Казахстанцы болеют ОРВИ втрое чаще, чем до ковида
- 13:56Жизнь в Казахстане
МВД назвало шесть фраз, которыми часто пользуются мошенники