«Я не баба — я специалист, который в зале работает». Откровенное интервью Мырзагали Айтжанова о провале казахстанских боксеров на Олимпиаде-2020 и критике Бахыта Сарсекбаева
На прошедших Олимпийских Играх-2020 в Токио казахстанские боксеры смогли завоевать лишь две медали — и обе бронзовые. Одним из обладателей такой награды стал Сакен Бибосынов, выступавший весовой категории до 52 кг.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz связался с личным тренером казахстанца Мырзагали Айтжановым, чтобы обсудить с ним перформанс его подопечного в Токио.
— Мырзагали Куланович, какие сложились у Вас впечатления от выступления Сакена Бибосынова на прошедшей Олимпиаде?
— Это ученик, которого я воспитал, поэтому я очень доволен. От своей работы мы получили удовольствие, потому что мы к этому готовились не один год. Уже после Олимпийских Игр в Рио я знал, что он попадет в Токио — все предпосылки к этому были: в чемпионатах Казахстана был финалистом, призером, потом уже чемпионом стал. Когда он был призером, то было видно, что можно его готовить к большим стартам. Опытные тренеры знают, от кого будет толк, у кого какой уровень, поэтому видно было, что он будет боксером мирового класса. Первый раз поехал на чемпионат Мира и сразу призером стал не просто так. У каждого спортсмена есть природные данные, но кроме этого, бывает удача, которая не приходит просто так. Она сопутствует тем людям, которые полностью отдаются своему делу. Сакен очень трудолюбивый, послушный, добросовестный — и, думаю, по праву завоевал медаль. Мог бы завоевать награду еще более высого достоинства.
— Почему не удалось выйти в финал? Стоит ли в этом винить только судей?
— Уже не первый раз с этим сталкивался, когда забирали бой. Когда я был главным тренером, то говорил: «Ребята, — значит, надо еще больше тренироваться, быть на голову выше соперников». На этот раз тоже скажу, что надо быть лучше соперника во всех отношениях. Первую половину первого раунда можно отдать сопернику, а во второй Сакен полностью разобрался. Второй и третий раунды чисто выиграл — но, значит, чего-то не хватило, значит, нужно быть на голову выше соперника. Мы верим в то, что просто так ничего не бывает, поэтому в этот раз Аллах нам дал вот эту «бронзу» — значит, выше мы прыгнуть не могли. Будем больше тренироваться, трудиться — и, думаю, золотую медаль завоюем с сопутствующей удачей.
Просто так ничего не бывает. Пример — Серик Сапиев, у которого с первого раза на Олимпиаде ничего не получилось: даже медаль не завоевал. Зато Аллах увидел все его старания и труды — и со второго раза он стал олимпийским чемпион. Так же и Данияр Елеусинов: в Лондоне бой не проиграл, но судьи по-другому решили, зато руки не опустил — и выиграл Игры в Рио-де-Жанейро. В моей команде у Серика и Данияра вот такая судьба была. Сакен взял «бронзу» — сейчас будет трудиться, будем еще расти в мастерстве, и, думаю, в Париже порадует наш народ.
— Многие специалисты считают, что наши боксеры выходили на бои уставшими. Как, вообще, шла подготовка Сакена? Сталкивались ли с какими-то трудностями?
— Конечно, были трудности. Будет неправильным говорить про карантин — весь мир был в одинаковых условиях. Планы у всех разные, и мы не знаем, кто и как готовится, но где-то, значит, у нас были ошибки. За маленький период мы очень много сборов и соревнований провели — и это сказалось, я думаю. Некоторые говорят — мы слышим. Где-то они правы, но иногда не тренеры, просто спортсмены, говорят неправильно. Есть ошибки, потому что короткий срок был — три соревнования подряд было. Возможно, это сыграло роль.
— Высказываются мнения, что не стоило везти этот состав на чемпионат Азии. А Вашему подопечному этот турнир пошел на пользу?
— Мы же не можем разделить команду. Все едут туда — и сказать «Нет, мы не поедем» не можем. Мы поехали. За состав отвечает главный тренер, поэтому поехали. Для узбекистанской и казахстанской команд это не было пользой, что доказывают Олимпийские Игры. Две сильнейшие команды — и одно «золото» и две «бронзы»... Это не результат. Это о чем говорит?.. Байговали между собой — кто лучше: Казахстан или Узбекистан?.. А в конце концов — видите, в каких ситуациях оказались...
— Бакыт Сарсекбаев в одном из интервью заявил, что Вы не имеете права быть в сборной Казахстана. Что думаете по поводу его слов?
— Я такой человек, что ни на кого не обижаюсь. Он сперва пусть чемпиона области или города подготовит с нуля — и потом пусть говорит о ком-то. Он — кто?.. Он — спортсмен, и не сам же он таковым стал. Его готовили тренеры, спорткомитет, Федерация. Когда спортсмены такие вещи говорят, я очень удивляюсь. Вроде, прошли такой путь спортсмена... Я сам в интернете ничего не смотрю, но мне скриншоты отправляют. Он, например, знает мой телефон, а я его знаю... Но почему именно на этой Олимпиаде он сильно критикует и такие вещи говорит?.. Я очень удивлен. Как родные братья мы общались. У него проблемы были, все о нем говорили мне — и я всегда был на его стороне, но сейчас я понял по его словам, что я сильно в этом человеке ошибся. Оказывается, я его еще хорошо не знаю. Он кого готовил, чтобы обо мне что-то говорить?!.. На всякий случай, не буду хвастаться (молодежный результаты не буду считать), но со взрослого чемпионата Мира у меня два чемпиона, четыре призера и два призера Олимпийских Игр. Не такой уж тренер, как он считает. Почему тогда у меня вот такие результаты?.. Он говорит как тренер что-то, обсуждает, что боксеры должны так или так работать. А почему он до сих пор не подготовил даже чемпиона области или города среди юношей и взрослых?!.. Чтобы о ком-то что-то говорить, ты должен же чего-то стоить. Говорят, ругаются... Все, что кто-то что-то говорит, отправляют мне. Я просто ничего не говорю. Если так сказать, то я не баба — я специалист, который в зале работает. Я работаю в зале — и худо-бедно даю результат и вношу свою лепту в казахстанский бокс. А другими делами... Кого-то обсуждать — я от этого дистанцируюсь. Чем болтать, пускай работой занимается для развития Казахстана. Не обязательно в спорте — даже в других делах. Вот так должен делать каждый человек, каждый гражданин Казахстана. А говорить все могут. Мне отправляют — и я только читаю и думаю: «Да ты что?.. Дурак, что ли?.. А что я ему сделал?..». Не знаю. Значит, внутри что-то есть, наверное. Сами не могут, а другие могут. Зависть это или что?.. Никак не могу понять.
А так, меня никто не выгнал. После 2018 года я сам написал заявление и отошел, потому что в Федерации самый главный — Тимур Кулибаев. Ему большое спасибо — он все делал для развития казахстанского бокса. Есть люди там — они всегда говорили: «Почему, Мырзагали, долго работаешь?.. Пускай другие поработают». Много лет они говорили — и, наконец, я подумал: «Ну, если хотите, давайте что-то новое — я отойду». Заявление написал — и отошел. А так, у меня никаких нарушений не было. Меня попросили — и я написал заявление. Я своим любимым делом до сих пор занимаюсь. Любимое дело — это служить Казахстану, готовить чемпионов.
— Согласны ли с тем, что в казахстанском боксе наблюдается упадок, раз завоевали только бронзовые медали на Олимпиаде?
— По результатам — да, но нельзя говорить, что полностью упал и умер. Если говорить о мужской команде — только один Серик Темиржанов (57 кг) не титулованный, а все остальные титулованные. Сакен Бибосынов (52 кг) — призер Мира, Закир Сафиуллин (63 кг) — серебряный медалист чемпионата Азии, Аблайхан Жусупов (69 кг) — дважды призер чемпионата Мира, участник второй Олимпиады, Абильхан Аманкул (75 кг) — финалист Мира, не говоря о том, что он финалист Азиатских Игр и чемпионата Азии, Бекзад Нурдаулетов (81 кг) — чемпион Мира, Василий Левит (91 кг) — «серебро» Олимпиады в Рио, чемпион Азии, дважды призер Мира, супертяж Камшыбек Кункабаев — дважды серебряный призер Мира. Это о чем говорит?.. Это самая титулованная команда.
— Предлагали ли Сакену перейти в профи?
— Предлагали — после чемпионата Мира и также после Олимпиады. У меня есть коллеги, друзья в сборной Америки, с которыми общаемся. Мы со всем миром общаемся. Даже на Олимпиаде после каждого боя они говорили: «О, Сакен Бибосынов — олимпийский чемпион». Англичане говорили, кубинцы. Им его стиль, манера, желание понравились. Даже россияне и узбеки говорили. Но, видите — в спорте все бывает.
— Так собирается Бибосынов переходить в профессиональный бокс или нет?
— Нет пока. У него цель — Олимпиада в Париже. Американцы уже сразу предлагают — Top Rank, Боб Арум, — но мы не спешим. Лично Бибосынову предлагали.
— Бахтияр Артаев заявил, что в состав национальной команды могут войти боксеры-профи. Вы сами как относитесь к этому?
— Если они говорят — значит, они, наверное, знают. Много говорить не буду. Профессиональный бокс — совсем другой бокс. Просто они отвыкли — и им трудно будет. Если профи на чемпионат Мира приедут, то ничего не покажут. Я не говорю, что они слабые, но они отвыкли от любительского бокса. Здесь перед каждым боем взвешивание, а они там привыкли к одному. Один раз взвешиваются — и все. К одному бою вес делают, гоняют, а потом — все. Чтобы стать чемпионом Мира или призером, надо минимум 4-5 боев провести. Они же не супермены. Здесь такие же люди, которые готовятся, другие бокс и формат. Они дерутся в другом формате, другую подготовку ведут, с другими соперниками бьются. Чемпионат Мира — это второй по уровню турнир после Олимпиады. Весь мир отправляет своих лучших боксеров — и там не скажешь: «Подберите мне старого, который бросил и пришел». В любительском боксе такого нет. Ты удобного соперника себе не ищешь — выходишь с самыми лучшими боксерами. Чемпионат Мира — очень важный старт.
— Другой Ваш воспитанник Кайрат Ералиев собрался дебютировать в профи. Продолжите ли Вы его тренировать?
— Конечно. Он отдыхал, потихоньку пришел в себя. Боксер мирового класса — и не попал на Олимпийские Игры... Ему обидно, что с ним так обошлись, поэтому он отдыхал и не участвовал в чемпионатах. Ему было очень трудно в себя прийти. Он мечтал — и многие тренеры со всего мира говорил: «Вот казахстанцы... Ералиев — мирового класса боксер, и — не попал». Много кто его ожидал. Наши, наверное, не ожидали, но другие команды его ценят. Недавно у него чуть-чуть желание появилось — и он сказал, когда мы на сборах готовились к Олимпиаде: «Сейчас посмотрю, потихоньку начну». И он начал. Сейчас хочет выступить, проверить себя. Если будет все нормально, то дальше продолжит. Сейчас все зависит от него: как пройдет матч, потом дальше будет смотреть — будет ли продолжать. Если он готов, то я, конечно, буду готовить его — тем более, такого боксера, как Ералиев, которого ценит весь мир. Его остерегались на этой Олимпиаде, но в итоге никуда он не попал. Но, все равно, о нем хорошие впечатления. Не могу все раскрывать, что и как было. Умные люди все знают, как было — и почему он не попал.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
- Олимпиада19 сентября 2024 (09:58)Елдос Сметов и его квартиры, машины и миллионы. Олимпийского чемпиона продолжают засыпать подарками в Казахстане2
- Олимпиада20 августа 2024 (10:19)Почему казахстанский бокс провалился на Олимпиаде-2024? Мнения экспертов, болельщиков и нового главного тренера сборной1
- Олимпиада16 августа 2024 (09:44)Теннис «не явился», бокс провалился, а легкая атлетика низкого уровня. Какие виды спорта подвели Казахстан на Олимпиаде-2024
- Олимпиада14 августа 2024 (18:49)Главные «виновники» провала Казахстана на Олимпиаде. Топ-5 разочарований по мнению болельщиков
- 7 января, 2025
- 12:01ОлимпиадаПрезидента МОК заклеймили позором и вынесли ему жесткий вердикт
- 20 декабря, 2024
- 21:44ОлимпиадаРоссия и Беларусь официально допущены к Олимпиаде
- 17 декабря, 2024
- 19:14ОлимпиадаКасым-Жомарт Токаев принял Геннадия Головкина
- 15 декабря, 2024
- 14:02ОлимпиадаМОК принял решение по медалям России на Олимпиаде
- 5 декабря, 2024
- 10:40ОлимпиадаТатьяна Тарасова озвучила судьбу России с новым президентом МОК
- 26 ноября, 2024
- 16:07ОлимпиадаКандидат в президенты МОК хочет видеть россиянина в новом руководстве
- 15:16Олимпиада«Мы никогда не будем унижаться». В Госдуме РФ сделали заявление о сближении России с МОК
- 21 ноября, 2024
- 20:33ОлимпиадаВ МОК сделали новое заявление об Олимпиаде-2024 в Париже
- 20 ноября, 2024
- 15:44ОлимпиадаКазахстан неожиданно обвинили в покупке медали Олимпиады1
- 14:58Олимпиада«Это неизбежно». России озвучили судьбу отношений с МОК