Lifestyle

Как организовать день школьника и избежать переутомления

3 сентября 2025, 09:59

Как организовать день школьника и избежать переутомления

Сегодняшний школьник живет в режиме многоборца: утром — математика, днем — английский, вечером — бассейн, а между ними музыка, проекты, кружки и домашние задания. И среди всего этого нужно найти время, чтобы поесть, выспаться и просто пожить. Zakon.kz обсудил с экспертами, как справляться с таким ритмом, и собрал полезные рекомендации, передает Sports.kz.

Родители в этой гонке за образованностью и кучей навыков у своих чад как координаторы сложного мероприятия: стараются, чтобы сценарий был и насыщенным, и безопасным. Ведь хочется, чтобы ребенок и учился хорошо, и спортом занимался, и интересы развивал, но при этом не перегорел где-то в середине учебного года, не растерял мотивацию.

Чтобы справляться и не терять ребенка в марафоне, важно научиться грамотно распределять нагрузку.

Что интересует ребенка

Представьте, что неделя вашего ребенка как чемодан. В него нельзя бесконечно что-то класть.

Откройте дневник или календарь и честно распишите:

— когда школа,

— когда домашка,

— какие кружки и секции,

— сколько времени уходит на дорогу, еду, отдых.

Уже на этом этапе становится видно: перегруз или, наоборот, пустые зоны, которые можно использовать лучше. Наблюдайте и за состоянием ребенка после кружков.

Как грамотно выстроить дневной график школьника?

На этот вопрос нам ответила Елена Андросова — педагог-психолог.

«Главный критерий — состояние ребенка. Если после занятий у него сохраняется интерес, энергия, он рассказывает о том, что было, применяет знания в игре или жизни, значит, кружок работает на развитие. Если же появляется хроническая усталость, раздражительность, нарушение сна, снижение мотивации к учебе, это сигнал перегрузки», — объясняет специалист.

— обязательные блоки (школа, домашние задания),

— отдых и переключение (прогулка, спорт, сон),

— время для хобби и кружков,

— семейное общение.

Важно, чтобы график включал пространство для спонтанности, не каждая минута должна быть расписана. Тогда ребенок учится сам управлять временем и отдыхом.

«Чаще всего взрослые делают ставку на максимальную эффективность и стараются заполнить каждый день полезными кружками, боясь упустить шанс. В этом и есть ошибка. В результате ребенок оказывается в режиме маленького взрослого, где нет места отдыху и личным интересам. Оставляйте „пустые окна“, доверяйте свободной игре и не сравнивайте ребенка с другими».

Командные виды спорта

Ребенок учится не только двигаться, а слышать других, быть частью целого, где каждый важен. Такие занятия развивают не только тело, но и характер, учат ответственности, дисциплине и умению работать в группе.

«Можно приводить ребенка в секцию в любом возрасте, чем раньше, тем лучше. Например, играть в хоккей начинают уже с 3-4 лет. В волейбол немного позже, примерно с 8-9. На самом деле возраст не так критичен: главное, чтобы ребенок успевал адаптироваться, потому что ранний старт дает большое преимущество», — рассказывает кандидат в мастера спорта, тренер по волейболу Артем Ровкин.

Дети, которые занимались спортом хотя бы в детстве, сильно отличаются от тех, кто не занимался, даже если потом у них одинаковая физическая форма. Прежде всего дело в координации. Игровые виды спорта отлично развивают это качество, и оно действительно помогает человеку в будущем.

«В идеале ребенку стоит заниматься спортом каждый день. Не обязательно на износ, можно чередовать: два дня посвятить более легким тренировкам, просто поработать с мячом, поотрабатывать приемы. По своему опыту скажу, я успевал совмещать учебу и спорт. Такой режим отлично дисциплинирует».

Иностранные языки

Это, конечно, инвестиция в будущее, но не повод лишать ребенка настоящего. Знание английского, китайского, французского действительно открывает массу возможностей: от учебы за границей до глобальных карьерных маршрутов.

Но когда язык превращается в еще одну «дополнительную алгебру» с контрольными, зазубриванием и вечными упреками за произношение, он начинает не расширять границы, а вызывать отторжение. Мы поговорили с репетитором по английскому языку Расулом Хайруллиным, который рассказал нам, как оптимально заниматься изучением языка.

Репетитор может быть полезен на разных этапах, но оптимально:

— Младшие классы (7-9 лет) — при желании родителей дать ребенку мягкий старт: развить слух, интерес к языку, игровую мотивацию,

— Средняя школа (10-12 лет) — лучшее время для регулярных занятий: дети уже умеют учиться, появляется способность к систематическому труду,

— Старшие классы — когда важны экзамены (ЕНТ, IELTS, TOEFL, Cambridge Exams и т.п.), репетитор помогает структурировать знания и устранить пробелы.

Но так или иначе, важен не столько возраст, сколько цель: подготовка к экзаменам, снятие трудностей, развитие интереса или «опережение программы». Считаю, что главный принцип — регулярность без перегрузки.

«Важно чередовать виды деятельности: устная речь, письмо, грамматика, аудирование, чтобы нагрузка не была однообразной и утомительной», — поясняет Расул Хайруллин.

Подход должен быть живым и интересным: фильмы, песни, игры, живое общение, пусть язык будет не обязанностью, а окном в другой мир. И необязательно сразу три языка. Один, но с удовольствием даст гораздо больше.

Танцы

Ребенок учится не только шагать в ритм, но и слышать музыку, чувствовать себя, работать в команде и выражать то, что словами не сказать.

«Танцы очень благоприятно влияют на людей в любом возрасте, а особенно на детей. Это и физическая, и умственная разгрузка. Танцуя, можно отвлечься от суеты, переключиться на позитив, при этом танцы помогают поддерживать отличную физическую форму, способствуют правильному развитию организма. Рекомендую начинать занятия танцами прямо с 1-го класса, с 6-7 лет», — рассказывает хореограф Чинара Жангабылова.

Танцы помогают снять стресс после учебы, раскрепоститься и, что важно, почувствовать уверенность в себе. Главное — не превращать репетиции в бесконечную гонку за медалями: пусть сцена будет радостью, а не еще одним экзаменом.

«Оптимальным считаю график занятий — три раза в неделю по 1-1,5 часа. Для детей младшего школьного возраста лучше начинать с двух занятий в неделю и посмотреть, как ребенок адаптируется. Если все проходит комфортно и без перегрузки, можно постепенно увеличить до трех раз».

Стройте график дня ребенка без фанатизма. График — это опора. Пусть он будет навигатором, но от маршрута которого можно отклоняться, чтобы у ребенка была возможность свернуть.

Баланс — ключ к успеху. У ребенка должно оставаться время на отдых, свободную игру и просто тишину. Только тогда он будет расти действительно увлеченным и счастливым человеком. И тогда все кружки и секции станут не обязаловкой, а источником вдохновения.

Нет универсальной формулы или строгого расписания, подходящего для всех детей, все индивидуально. Главное, чтобы сам ребенок чувствовал радость от занятий, а родители внимательно слушали и уважали его выбор и направляли в правильное русло.

В Казахстане запретили высаживать детей из автобусов 

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz
Наверх